Главная
I. Раскрытие потенциала
II. Управленческий консалтинг
III. Юридические услуги
IV. Бизнес-тренинги
Новые программы
Стоимость услуг
Наши публикации
Оставить заявку
Контакты

 

 

Интеллектуальный капитал

 

В сложившихся геополитических и экономических условиях стратегическим ресурсом страны, отрасли, организации становится интеллектуальный капитал, формирующий ключевые компетенции субъектов экономики. Интеллектуальный капитал - это сложное многокомпонентное понятие. Специфика определения данного понятия связана со сложностью внутреннего строения интеллектуального капитала, множеством взаимосвязей и взаимозависимостей, определением места интеллектуальных активов в структуре нематериальных, неосязаемых активов организации. Сложность изучения проблематики интеллектуального капитала усиливается с позиций финансового менеджмента, так как не закончены методологические исследования понятий «нематериальные активы», «неосязаемые активы», «неосязаемые ресурсы».

Современные тенденции развития мировой экономики, усиление роли интеллектуальных и информационных ресурсов, решение вопросов повышения конкурентоспособности привели к проявлению одной из финансовых проблем. Сущность проблемы заключается в необходимости перевода знаний в один из основных факторов создания новой стоимости. Это требует пересмотра содержания публичной отчетности компаний перед собственниками и инвесторами. Отчетность должна содержать информацию об основных факторах стоимости: о стратегии компании, будущих денежных потоках, о нефинансовых сторонах деятельности, о неосязаемых активах компании, включая деловую репутацию.

Проблема оценки неосязаемых активов возникла в информационно насыщенных компаниях, имеющих высокий интеллектуальный капитал. Для комплексной оценки деятельности организации, выявления перспектив развития, установления объективных взаимоотношений с инвесторами необходимо было решить задачи расчета величины неосязаемых активов.

Современные представления о неосязаемых факторах производства при управлении стоимостью компании формируются в соотношении с понятием «интеллектуальный капитал», так как бухгалтерский учет не имеет законченной методологии расчета новых активов (компетентности сотрудников, клиентских отношений, компьютерных и административных систем, баз данных и других показателей).

Различные модели и теории интеллектуального капитала представляют собой обобщение практики управления факторами стоимости в конкретных компаниях.

Структура рыночной стоимости организации, включающей интеллектуальный капитал, представлена в модели Л. Эдвинссона «Skandia Value Scheme», модели Свейби К. «The intangible assets monitor».

При использовании сбалансированной системы показателей учитываются факторы долгосрочного развития активов организации по элементам интеллектуального капитала (клиентский капитал, организационный и человеческий капитал).

В методологии сбалансированных показателей предложена система, основанная на причинно-следственных связях между стратегическими целями и факторами получения планируемых результатов. В качестве ключевых элементов организации рассматриваются финансовый, клиентский капитал, внутренние бизнес-процессы и процессы развития персонала (интеллектуальный капитал), оцениваемые финансовыми и нефинансовыми показателями. Система показателей должна управляться таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие цели каждого работника и организации; выявлялись новые процессы и инициативы, ведущие к удовлетворению потребностей заинтересованных групп.

Существенную роль при оценке интеллектуального капитала имеет оценка стоимости взаимосвязей между элементами интеллектуального капитала (нефинансовые факторы роста стоимости). Предлагаемые трехлистные и четырехлистные модели (FiMIAM-финансовый метод измерения неосязаемых активов) учитывают взаимодействие элементов интеллектуального капитала, выявляют новые элементы интеллектуального капитала, влияющие на стоимость компании.

Полный текст: Евдокимова Л.О. Проблемы в методологии оценки ключевых ресурсов предпринимательской деятельности / Л.О. Евдокимова // Экономика и предпринимательство. – 2012. - № 1 (24). – С. 200-203